ЮРИЙ    ЯКОВЛЕВИЧ   ЛЕМАН

Художник Юрий Яковлевич Леман

  Юрий Яковлевич Леман

        родился 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1834 года в городе Елатьма  Тамбовской губернии в дворянской семье (см. письмо Ю.Я.Лемана П.М.Третьякову).
      До 1849 года он воспитывался в Московском Александрийском сиротском институте, затем служил чиновником канцелярии департамента Правительствующего Сената в Москве.
      Учился в Императорской Академии художеств (1850-1863 гг.) на средства Московского Воспитательного дома.
      В 1862 за картину «Прощание с женихом» награжден малой золотой медалью. Участвовал в конкурсе на большую золотую медаль, но медали не получил. Во время учебы в ИАХ выполнял заказы на акварельные портреты с натуры.
      В 1863 окончил ИАХ со званием классного художника 1-й степени, присужденного за 5 замечательных акварельных портретов.
      Жил в Санкт-Петербурге. В 1860-е занимался ретушированием и раскрашиванием фотографических портретов для фотографических ателье А.И. Деньера и С.Л. Левицкого.
С 1866 жил преимущественно в Париже. Переехав в Париж, первые три года работал ретушером и писал акварельные портреты по фотографиям.
      С конца 1870-х приобрел известность своими женскими портретами и головками в великосветских кругах Парижа.
      Поселившись в Париже, писал почти исключительно дамские портреты, головки и полуфигуры молодых женщин. Многие из его произведений этого рода появлялись на выставках товарищества передвижников. В музее Александра III - его «Дама под вуалью», в Третьяковской галерее – «Дама в костюме времен Директории» (1881 г.)  и «За рукодельем» (1887 г.).

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Портрет жены художника Луизы»

 

 

 

Дама под вуалью

 

Ю.Я.Леман. «Дама под вуалью»

 

 

 

Дама в костюме времен Директории

 

Ю.Я.Леман. «Дама в костюме времен Директории»

 

 

 

За рукодельем

 

Ю.Я.Леман. «За рукодельем»

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Дама с веером»

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Портрет юной леди»

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Головка»

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Парижанка»

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Женский портрет»

 

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Портрет молодой женщины в шляпе»

(г. Баку, Азербайджанский государственный музей искусств Р.Мустафаева).

 

 

 

 

Ю.Я.Леман. «Дама с собачкой»

Нижегородский государственный художественный музей

 


      Представляет интерес впечатление строгого (особенно в отношении западных художников) отечественного критика В.В. Стасова об одной из работ Ю.Я. Лемана на выставке передвижников: «Прекрасный этюд или портрет прислал из Парижа один русский художник, ... г. Леман. Прошлым летом, на всемирной выставке, в нашем отделе, было два портрета, оба женских и премилых, но тот, что теперь прислан в Петербург и называется «Дама в костюме времен Директории», превосходит их всех грацией позы и улыбающегося личика, а также превосходным, очень элегантным (впрочем, без всякого сахара и преувеличения) письмом лица, шеи, груди, обнаженных рук и розового атласа на платье и старинной шляпке с громадными, выгнутыми полями. Нельзя не засвидетельствовать, все члены передвижных выставок искренно радовались на внезапный, совершенно нежданный, негаданный успех сотоварища, до сих пор малоизвестного, и глазами учились приемам его изящной французской техники».
      Автор «Дамы в костюме времен Директории» свою «оригинальную технику скрывал, не работал в присутствии других», портреты писал очень медленно по 30 сеансов, работал, «сидя верхом на стуле», специально заказывал себе чрезвычайно длинные кисти, «держал их за самый конец вытянутой рукой и как бы тыкал ими в полотно, сперва нацелившись; краска ложилась шлепком, и в тот же момент Леман быстрым движением соединял положенный тон с рядом лежащим»; «лессировок не признавал, красок употреблял всего семь». Для такой манеры письма требовалась изрядная виртуозность. Она позволяла воспроизводить вещи в целом без ненужных деталей. Он выставлял небольшие серии портретов, каждый из которых был решен в определенном ключе, иначе говоря составлял своего рода «портретные букеты».
      Во второй половине 1870-х годов в течение нескольких месяцев работал в Англии, где исполнил ряд заказных акварельных портретов.
      В 1881 году ездил в Италию.
      Член ОРХ с 1877 года, член товарищества передвижных художественных выставок с 1881 года. Ю.Я.Леман писал не только портреты, но и жанровые композиции, пейзажи.

 

"Провинился". (Художник Ю.Я.Леман)

 

Ю.Я.Леман. «Провинился»

 

 


      Малая известность в наше время, да и во второй половине XIX века в России портретиста Ю.Я.Лемана вполне объяснима. Много более художник был известен в Париже, где он обосновался после окончания Академии художеств.

 

 

 

Дом в Париже, где жил и работал Ю.Я.Леман. Фото из экспозиции Елатомского краеведческого музея.

 

Дом в Париже, где жил и работал Ю.Я.Леман.
Фото из экспозиции Елатомского краеведческого музея.

 

 

 

      В годы ученичества Ю.Я.Леман уже выставлял на академических выставках свои портреты, которые пользовались успехом. Женские портреты принесли ему быструю известность и во Франции. Связь с родиной он не прерывал, присылая своих очаровательных француженок на экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок.
      Поскольку кисти Ю.Я.Лемана принадлежит портрет молодого  П.И.Чайковского, можно предположить, что он был достаточно близко знаком с этим великим русским композитором.


 

 

 

Портрет П.И.Чайковского работы художника Ю.Я.Лемана

 

Ю.Я.Леман. «Портрет П.И.Чайковского»

 

 

 

 

Художник Ю.Я.Леман

 

Портрет

художника Ю.Я.Лемана

 

 


      В 1888-1889 годах Ю.Я.Леман жил в Москве. В связи с болезнью глаз в 1898 году вынужден был окончательно вернуться в Россию. В последние годы жизни практически не работал.
      Скончался Ю.Я.Леман 10 августа 1901 года и похоронен в Санкт-Петербурге.



 

 

Надгробие Юрия Яковлевича Лемана

на Смоленском православном кладбище

Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 



 

Вернуться к тексту