ЕЛАТЬМА


<<<   ПРОГУЛКА ПО ГОРОДКУ   >>>

(рассказ о посещении Елатьмы с фотоиллюстрациями и кратким экскурсом в историю)

28. В ДАЛИ ВЕКОВ ИЩА ИСТОКИ
(продолжение страницы)


Елатомский пароходчик А.П.Самгин и развитие Окского пароходства в XIX веке.

 

Появление первых пароходов на Оке и развитие Окского пароходства в XIX веке тесно связано с именем елатомского предпринимателя Самгина Алексея Петровича (1838–1903), одним из основателей в 1871 г. «Пароходства по р. Оке, Москве и Клязьме Качкова А.В.», представителем общества «Вулкан». (Похоронен в Елатьме на городском кладбище).

Кстати, следует отметить, что А.П.Самгин, по свидетельству члена губернской ученой архивной комиссии М.Г.Розанова, имел живой интерес к родной старине и, в свое время, имел мысль отметить 500-летие города Елатьмы.

 

 

 

 

Самгин Алексей Петрович

(для просмотра в лучшем качестве кликните по изображению)

 

 

 

А.П.Самгин имел два парохода: один пассажирский – «Дмитрий Донской», другой – буксирный «Владимир Храбрый».

 

 

 

До 60-х годов XIX века суда и плоты против течения доставлялись при помощи тяжелого труда бурлаков.

 

 

 

Кадр из к/ф "1612"

 

 

 

В старых книгах иногда встречается выражение: "Идти вдоль реки по бичеве".

Бичевой или бичевником называлась береговая полоса, по закону в 10 саж. ширины, вдоль судоходных рек, которая должна была оставаться свободной для всех нужд судоходства.

Название свое она получила от слова, обозначающего прочную веревку для тяги судов против течения воды лошадьми или людьми. Бичевщиками иначе называли бурлаков. Бичева крепилась за мачту или за установленный для этого шест, придерживалась на судне бурундуком (снастью с блоком, через который была пропущена бичева для ее повышения или понижения) и бралась на горный берег, где бурлаки закидывали за нее лямки и шли строго в ногу. Передовой бурлак в тяге назывался шишка, задний – косной, получающий прибавочную плату, обязан очищать или ссаривать (освобождать от всякий помехи, зацепы, путаницы) бичеву, когда она задевала за кусты и деревья. Бурлак зарабатывал  по 8-9 руб. за навигацию. Для сравнения – годовой доход плотника составлял 15-35 руб.  (при этом пуд пшеницы стоил почти 54 коп., а мяса – около 2 рублей).

Но времена менялись.

 

В 1856 г. на Оке появился первый пароход.

 

Назывался он «Скороход». Пароход, окутанный густыми клубами дыма, вызвал такой небывалый интерес, что посмотреть на это чудо сбегались все, кто только мог.

Конечно, отыскалось немало противников новшества: «Где это видано, чтобы корабль сам плыл, да еще против течения! Не иначе как бесы его толкают! Вон ведь, сколько дыма и копоти! Не нужны нам, православным, пароходы эти, один грех от них...». Но были и другие. Почесав затылок, они быстро смекнули, что не плохо было бы построить такую машину и возить товар взад-вперед по Оке да Волге-матушке.

 

 

 

 

Буксирный пароход на Оке возле г.Елатьмы

 

 

 

Немалая экономическая выгода взяла верх над предрассудками и пароходы быстро завоевали популярность. На глазах росли грузоподъемность судов и их скорость. В 1869 году общество Волжского пароходства «Самолет» пустило по Оке три парохода: «Нимфа», «Нереида» и «Ундина». Расстояние от Мурома до Нижнего они преодолевали за двое суток.

 

В начале 1872 году на Оке появилась новая пароходная компания.

 

 Она была основана бывшим крестьянином села Ерахтур Касимовского уезда Александром Викуловичем Качковым и елатомским предпринимателем Алексеем Петровичем Самгиным. Еще в 1871 г. в Кунгуре на заводе Гакса они построили свой первый небольшой пароход «Дмитрий Донской». Год спустя, в 1872 г., новое судно открыло навигацию в среднем течении Оки, между Рязанью и Касимовым. В то время этот отрезок реки считался не судоходным. Плавание было очень сложным. Как впоследствии вспоминали учредители компании, в начале 1870-х гг. пароходчики не пользовались бакенами. Фарватер указывали малозначительные приметы, например, кусты или отдельные деревья на берегу. Аварии и мели постоянно преследовали пионеров речного парового транспорта. Не удивительно, что многие из них разорялись. Но если кому удавалось освоить новую профессию, тот быстро богател и становился большим человеком. Надо ли удивляться, что повышенным спросом стали пользоваться услуги лоцманов? Опытных лоцманов знали в лицо и величали не иначе как по имени и отчеству.

Со временем менялись и реки. Где надо, они углублялись, у особо опасных мелей ставили указательные столбы, раскрашенные бочонки показывали фарватер. С 1860 года стали применяться свечи в фонарных бакенах.

Дела у А.В.Качкова и А.П.Самгина пошли удачно. Благополучно завершив навигацию, они заказали на том же заводе Гакса второй пароход, побольше – «Касимов». Благодаря их компании в 1873 г. открылось регулярное пассажирское сообщение между Рязанью и Касимовым.

В те годы пароходы были однопалубными. Пассажиры 1-го и 2-го класса помещались в трюме, а места более дешевого 3-го класса находились на корме палубы. Сверху они прикрывались тентом, а сбоку – парусиновыми шторками. Первоначально котлы пароходов работали на дровах. Услуг было минимум, в холодное время года отапливались только помещения первых классов. Для освещения использовался керосин и минеральные масла. Таким образом, поездка на первых пароходах была сопряжена с большими трудностями и бытовыми неудобствами. Однако все окупалось относительно быстрым перемещением и дешевизной перевозок.

В 1872 г. на Оке работали три крупные пароходные компании: волжская «Самолет», ардатовских купцов Бородачева и Куракина, а также Качкова и Самгина.  К тому времени пароходы Качкова и Самгина ходили до Нижнего. Желая избежать лишних споров и недоразумений, руководители компаний договорились отправлять свои пароходы из Нижнего по очереди. Была установлена одинаковая такса на перевоз грузов и пассажиров.

 

 

 

Одна из пристаней волжского пароходного общества «Самолет». XIX век.

 

Одна из пристаней пароходного общества «Самолет». XIX век

 

 

 

Прошло несколько лет. В 1881 г. разбогатевший к тому времени А.В. Качков приобрел у пришедшего в упадок общества «Самолет» два парохода, а также все пристани на Окской линии движения. Впоследствии, в 1889 г., по инициативе А.В. Качкова учредилось товарищество по Оке. В его состав, кроме Качкова, Самгина и Бородачева, вошли касимовский купец 1-й гильдии Штейерт, Кленов и муромский купец Н.В.Зворыкин. С того года пароходы стали перестраиваться на «американский лад», т.е. преобладал тип судов, рассчитанный на перевозку пассажиров.

 

 

 

1913 г. Волга. На палубе парохода "Великая княгиня Ольга"

 

 Елатомская пароходчица М.А.Попова
на палубе парохода "Великая княгиня Ольга" (в центре). 1913 г., Волга.

(Фото из семейного архива потомков М.А.Поповой. Восстановлено Н.Г.Зиновиным в 2009 г.)

 

 

 

Это были отличные пароходы. Сработанные из хорошего дерева. С рестораном, музыкой. Меню рассылали в апреле, заранее извещая будущих пассажиров, чем будут кормить в первую половину навигации и во вторую, когда рыба дешевле, рябчики. Были времена, когда провожали и встречали пароходы с оркестром. 

 

 

 

 

Меню буфетов пароходства Наследников А.В.Качкова, 1916 г.

Для детального знакомства с документом кликните по картинке

 

 

 

К концу 1890-х гг. почти все компаньоны по разным причинам вышли из состава товарищества. Пароходы выкупил и приобрел в свою личную собственность А.В.Качков. С 1902 г. пароходство функционировало под фирмой «Потомственный почетный гражданин А.В.Качков».

 

 

 

 

Александр Викулович Качков

(Фото с сайта www.izdatel-sitnikov.ru)

 

 

 

13 декабря 1904 г. А.В.Качков скончался. Владельцами компании стали его сыновья Иван и Василий. Пароходство расширило сферу своей деятельности. В 1906 г. был открыт новый буксирный маршрут между Москвой и Н.Новгородом, Москвой и Рязанью. В 1915 г. на всех линиях пароходства наследников Качковых работало 10 пароходов американского типа, 2 полуамериканского, 1 товарный и 4 буксирных судна. Кроме этого, им принадлежало 25 пассажирских дебаркадеров, около 20 баркасов и барок. В Касимове пароходство владело затоном для ремонта судов, а в Москве, на Комиссариатской набережной, имелись обширные склады.

В 1911 г. стоимость проезда на пароходе из Мурома была такова:

 

Пункт назначения

1 класс

2 класс

3 класс

Вниз по реке Оке

Монастырек

60 коп.

40 коп.

20 коп.

Жайск

1 руб. 35 коп.

90 коп

50 коп.

Вареж

1 руб. 80 коп.

1 руб. 25

70 коп.

Павлово

2 руб. 10 коп.

1 руб. 65

80 коп.

Горбатов

2 руб. 40 коп.

1 руб. 80

90 коп.

Нижний Новгород

3 руб.

2 руб.

1 руб.

Вверх по реке Оке

Досчатое

80 коп.

50 коп.

30 коп.

Елатьма

1 руб. 80 коп.

1 руб. 40

1 руб.

Касимов

3 руб.

2 руб. 50

1 руб. 60 коп.

Спасск

5 руб.

3 руб. 40

2 руб.60 коп.

Рязань

5 руб. 60

4 руб.

3 руб.10 коп.

  

Плата за провоз багажа составляла в среднем от 3 до 10 коп. с пуда: до Нижнего – 3 коп. с пуда, а до Рязани 5-6 коп.

В навигации 1914 года в компании А.В.Качкова ходили следующие пароходы:

«Елена» (капитан – И.П.Ашурков, помощник – И.Д.Попов, кассир – Н.Т.Качков);
 

 

 

Пароход "Елена"

 

Пароход «ЕЛЕНА».
Построен в г. Коломне на заводе КСМЗ в 1896 году. Мощность 320 л.с., скорость 18 км/час, вместимость до 400 пассажиров, грузоподъемность 120 т., Курсировал по реке Оке, владелец – А.В.Качков

 

 

 

 

Команда парохода «Елена»
Для просмотра в лучшем качестве кликните по изображению.
(Фото предоставлено Ляминым Вадимом Георгиевичем, восстановлено в 2009 г. Н.Г.Зиновиным)

 

 

 

 

В машинном отделении грузового парохода «Могучий», ходившего по Оке

 

 

 

«Александр» (капитан – П.А.Лесков, помощник – И.Т.Николаев, помощник – И.Т.Николаев, – И.Т.Николаев, касир – В.Я.Пилин);
«Касимов» (капитан – Н.И.Шехаев, помощник – Я.Е.Медведев, кассир – И.В.Колосов);

 

 


Пароход "Касимов".

 

Пароход «КАСИМОВЪ»
Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1873 году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., Курсировал по реке Оке

 

 


«Рязань» (капитан – А.Д.Попов, помощник – Ф.Н. Щепкин, кассир – Котельников);
 

 

 

Пароход "Рязань".

 

Пароход «РЯЗАНЬ»
Построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1899 году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 350 пассажиров. Владелец – А.В.Качков. Курсировал по реке Оке.

 

 

 

«Новик» (капитан – К.М.Скурыгин, помощник – В.М.Николаев, кассир – П.О.Тюрин);
«Дедушка Крылов» (капитан – А.П.Батуров, помощник – А.М.Брагин, кассир – Лебедев);
 

 

 

Пароход "Дедушка Крылов".

 

Пароход «ДЕДУШКА КРЫЛОВЪ»
Построен в г. Нижнем Новгороде на заводе Яковлева в 1893 году. Мощность 200 л.с., скорость 16 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до 350 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.

 

 

 

«Качков» (капитан – В.А.Топорков, помощник – М.Н.Королев, кассир Д.Д. Кочкарев);
 

 

 

Пароход "Качков".

 

Пароход «КАЧКОВЪ»
Построен в г. Муроме в 1893 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владелец – Качков. Курсировал по реке Оке.

 

 

 

«Ерахтур» (капитан – М.Н.Коноплев, помощник – В.Г.Гебен – штрентер, кассир – П.Г.Сорокин);
 

 

 

Пароход "Ерахтур".

 

Пароход «ЕРАХТУРЪ»

Назван в честь родины Александра Викуловича Качкова – села Ерахтур Касимовского уезда.  Построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1896 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.

 

 

 

«Нижний Новгород» (капитан – А.П. Баранов, помощник – В.И.Скатов, кассир – Корнишин);
 

 

Пароход "Нижний Новгород".

 

Пароход «НИЖНИЙ НОВГОРОДЪ»

Построен в г. Нижнем Новгороде на заводе Яковлева в 1890 году. Мощность 170 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.

 

 

«Быстрый» (капитан – В.М.Тальников, помощник – Ф.Т.Николаев, кассир – А.Ф. Шкаранов);
«Проворный» (капитан – А.А.Алексеев, помощник – М.П. Данилов, кассир – М.М.Воеводкин);
«Варяг» (капитан – Н.Д.Николаев, помощник – А.А.Ильичев);
«Товарищ» (капитан – А.Е. Демашов, помощник – Я.Ф. Глазов);
«Внук Николай» (капитан – А.А.Сомов, помощник – Д.Н. Минкин);
«Дмитрий Донской» (капитан – М.Ф.Чустов, помощник – А.С. Колобанов, кассир – А.П.Самгин).
 

 

Пароход "Дмитрий Донской".

 

Пароход «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ»
Принадлежал елатомскому пароходчику А.П.Самгину. Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1872 году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., пасс. до 232 чел. Курсировал по реке Оке.

 

 

Пассажирский пароход «Дмитрий Донской» работал в линии пароходства «Наследников Качкова», курсировавших по линии Рязань Нижний Новгород, отдавая 40% выручки Качкову Александру Викуловичу за использование пристаней и права работать на линиях, так как Качков был монополистом на Оке.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Елатьма. Рисунок пристани на Оке. 1927 г.

 

Елатомская пристань на Оке. Рисунок из путевых зарисовок художника А.М.Лаптева. 1927 год.

 

 

В том же 1914 году еще один пароход компании А.В.Качкова «Густав Струве» был сдан в аренду обществу «Кавказ и Меркурий» сроком на две навигации.

Купцам Зворыкиным принадлежали пароходы:

«Николай» (1904 год постройки; после революции назывался «Ленин», с 1922 г. – «Муром», с 1929 г. – «Декабрист», с 1949 г. – «А.Н.Островский»);
«Зворыкин» (1894 г.; ходил по маршруту Н.Новгород – Рязань), «Владелец Зворыкин» (1895 г.; ходил по маршруту Муром – Н.Новгород; с 1919 г. переименован в «Емельян Пугачев»; списан в 1945 г.);
«Владимир» (1896 г.; с 1922 года переименован в «Лейтенант Шмидт», затем – в «Пролетарий»; с 1932 года ходил по Северной Двине; списан в 1950 г.);
«Надежда» (сведений о постройке не имеется).
 

 

 

На палубе парохода. Фрагмент фото из архива Поповых.

 

 

 

Поверстное описание реки Оки от Рязани до Нижнего Новгорода

 

От Рязани до Спасска 70 вер., Киструс 85 вер., Шилова 130 вер., Тыринской слободы 170 вер., Капанова 190 вер., Забелина 270 вер., Касимова 290 вер., Починок 315 вер., Ватажки 370 вер., Елатьмы 395 в., Ляхи 460 вер., Досчатого 475 вер., Мурома 503 вер., Сапуна 583 вер., Павлова 610 вер., Горбатова 648 вер., Дуденево 695 вер., Нижнего-Новгорода 740 вёрст.

 

(Прим. ред.: 1 верста = 1,06 км).

 

 

 

Фото Прокудина-Горского 1912 г.

 

Цветное фото Прокудина-Горского 1912 г. Грузовое судно одной из российских пароходных компаний.

 




На предыдущую



На следующую страничку




 

 

Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.